Гусли звончатые от "А" до "Я"

 

Гусли и их разновидности

Гусли столообразные

Этот вид гуслей является прямым потомком гуслей шлемовидных (трапециевидных). Когда к гуслям шлемовидным прикрепили маленькие ножки, чтобы удобнее их было поставить на стол, чуть изменили корпус самого инструмента (прямоугольный ящик с крышкой) - тогда и появились первые образцы столообразных гуслей.

Мне удалось повстречаться с однин очень интересным образцом наиболее древних столообразных гуслей. О чем я написала отдельную статью читать далее >>>

Более поздний вид столообразных гуслей отличался от ранних количеством струн. Их было 55 – 66. Материал изготовления служила латунь. Строй диатонический. И также сверху инструмент накрывался крышкой.

В городском быту, в домах русских господ гусли получили широкое распространение, особенно в первой половине XVII века.

Во второй половине XVIII в. появился уже более усовершенствованный инструмент с хроматическим рядом.

У диатонических струны располагались на одном уровне, у хроматических – в двух плоскостях: вверху диатонический ряд, внизу хроматический.

гусли столообразные (хроматические)

Многие гости из других стран, говорили, что музыка гуслей способна превзойти клавесинную полнотой своего звучания.

Существует предположение – возникновение таких гуслей, можно относить к появлению западноевропейских музыкальных инструментов предшественников фортепиано, таких как: клавикорд и сшинет при Московском дворе в Государевой потешной палате.

Игрой на них увлекалось и духовенство, из–за чего их назвали "поповскими". Сам святитель Филарет Московский – современник А.С. Пушкина в свободное время поигрывал на гуслях, чему научился у деда священника.

На гуслях в виде стола исполнялся самый разнообразный репертуар – от народных песен до классических музыкальных произведений. А играли на них даже великие русские поэты и композиторы Г.Р. Державин, В.Ф. Трутовский, О.А. Козловский.

Характерно, что первые фортепианные вариации у нас созданы были камер–гуслистом Василием Федоровичем Трутовским, служившим при дворе Екатерины II в чине гвардии поручика. Свое "Собрание русских простых песен" Трутовский сопровождает "нотами для гуслей и фортепиано".

В конце XVIII в. клавирообразные столообразные гусли бытуют при театре выдающегося своею театральною деятельностью графа Н.П. Шереметьева в качестве аккомпанемента.

В первой четверти XIX века в Москве появляются сразу же две школы игры (самоучители) на таком инструменте. Первая – в 1802 году, написанная Максимом Померанцевым.

Вторая школа (самоучитель) появилась в том же году, создана Федором Кушеновым–Дмитриевским.

В 1914 году благодаря Н.П. Фомину, который сконструировал клавишную механику для гуслей столообразных, появилась еще одна разновидность этого инструмента "гусли клавишные".

наверх
 
 

© 2016, Фёдорова Н. Ю.