Статьи
Н. Федорова. Заметки наблюдетеля.
"Ранний вид столообразных гуслей".
То, о чем хочу поведать, произвело переворот в моей голове ровно на 180 градусов. Дело в том, что во всех письменных источниках: будь то книги или страницы Интернета, информация сводится к одному факту, что столообразные гусли представляют собой более поздний или усовершенствованный вид шлемовидных гуслей.
Да, я соглашусь с этой версией. Но то, что пишут о количестве струн на этом инструменте, которое принято считать от 5566, не соглашусь. Почему, спросите вы?! Дело в том, что недавно на одной доске объявлений я увидела интересный экземпляр старинных гуслей, почти без струн, со множеством колков. Форма инструмента была прямоугольной, а сам инструмент находился в деревянном ящике. О времени происхождения этих гуслей сомневаюсь говорить. Думаю, это предшественник столообразных гуслей с большим количеством струн, появившихся в XVII в.
В любом случае, мне было интересно посмотреть на эти гусли и приобрести такой инструмент для домашнего музицирования. Позвонив по телефону и договорившись в назначенное время, я помчалась на «крыльях ветра» поближе познакомиться с этим уникальным инструментом.
Приехала. Меня встретили доброжелательные хозяева, которые вынесли небольшой деревянный, полированный, с инкрустацией в виде цветка на верхней крышке чемоданчик. Размеры его были менее метра. Точнее: длина ящика 80 сантиметров, ширина 50, глубина примерно 2025 сантиметров. Ящик закрывался на два крючковидных замка. Открыв их, я увидела «сердце» инструмента.
К сожалению, инструмент был в ужасном состоянии: весь рассохся, перекосился, с большими трещинами. Можно сказать, что он просто разошелся по швам. Дека было такое ощущение (судя по звуку простукивания в разных местах), просто лежала не прикрепленная к ящику. На деревянной откидной крышке была фотография девушки с лютней. Сам инструмент напоминал шлемовидные гусли, намертво прикрепленные к каркасу ящика. Чемто они мне напомнили инструмент из самоучителя по цифровой системе К.Н. Доброхотова.
На нем так же была видна полоска с нумерацией струн на верхней деке. Количество струн 32. Мое предположение, что на этих гуслях играли при помощи самоучителя с цифровой системой. Возможно этим самоучителем был "Первый практический самоучитель для Русских гуслей" автором которого являлся господин К.Н. Доброхотов. Строй диатонический. Колки плоские, как на щипковых гуслях Колосова. Еще забыла сказать. К инструменту прилагались маленькие, как кнопочки, четыре ножки, похожие на деревянные ручки от дверей. Они вставлялись в специальные деревянные отверстия, сделанные ко краям нижней деки. Еще есть один интересный момент, это струны! На гуслях их осталось всего несколько штук, но зато каких. На басах были металлические струны с обмоткой (видимо, современные), далее струны были крученые из кишок. А это, я думаю, осталось с того времени, когда появился сам инструмент.
Собрав все эти факты, я пришла к выводу: данный экспонат гуслей является самым ранним видом происхождения столообразных гуслей. На это указывает:
Более компактный размер инструмента.
Цифровая полоска на верхней деке инструмента.
Сама форма деревянный ящик.
Ножки инструмента маленькие, компактные.
Струны кишечные и металлические с обмоткой.
Количество струн 32.
А то, что говорится во всех современных письменных источниках, на мой взгляд идет упоминание о более позднем, более совершенном инструменте.
Но это лично мое мнение. И только!