Гусли и их разновидности
Гусли шлемовидные
Бытовали в одно время с крыловидными гуслями. К 11–12 векам сформировались в самостоятельную разновидность.
Корпус инструмента напоминает шлем.
Количество струн в разное время колебалось от 11 до 36, но большее распространение получили гусли с 25 струнами.
Дискантовые струны настраивались в мажорном звукоряде, басовые – по квартам и квинтам, образовывая при игре басовый бурдон.
Струны были жильные и звучали они мягко, но громко. Все это позволяло воспроизводить мелодию в широком диапазоне, сопровождать пение. Принцип игры – защипывание струн без бряцания.
Такой инструмент известен в литературе под самыми различными названиями: "трапециевидными", "овальными", "Лежачая арфа", "псалтирь" или "псалтырь" и другие.
Этот вид гуслей изображался на иконах и фресках XIV века. Рукописные книги того времени "Псалтырь" и "Служебник" изображают заглавные буквы Д и Т в виде гусляров со щлемовидными гуслями.
Существовало поверье, что звук гуслей может отгонять злых духов и обладал магической силой. Так, например: Садко завораживал своей игрой все морское царство. А сама былина о "Садко" считалась заговором от плохой погоды.
Шлемовидные гусли были любимым инструментом русских сказителей и богатырей.
В начале XX века в 1906 году в Казани был издан "Первый практический самоучитель для русских гуслей", в 25 струн, по упрощенной цифровой системе, составленной К.Н. Доброхотовым. Эти гусли имели диатонический строй от МИ – малой октавы, до ДО – третьей.
Пользуется особой популярностью у современных бардов.
Смотреть далее: гусли столообразные >>>