Гусли звончатые от "А" до "Я"

 

Статьи

Н. Привалов. "Псковский гусляр Федот Артамонов".

(Статья из "Русской музыкальной газеты" ( 1907 г.).

На Путиловском заводе в Спб. Более уже 15 лет работает крестьянин Псковской губ. И уезда, Докатовской волости деревни Климова, Федот Артамонов. Он большой любитель игры на гуслях древнейшего типа, сохранившегося еще в их глухом уголке. Научившись играть от своего дяди, Артамонов стал сам, как умел, изготовлять гусли и деятельно распространять их среди своих земляков. Таким образом, пока он жил на родине, даже всесильная гармоника не проникла в их деревню, будучи повсюду вытеснена гуслями, которые начали распространяться и по другим местам уезда.

Инструмент этот представляет собою плоский с продолжением верхней доски в виде открылка, имеет 9 струн из железной проволоки, которым придано расходящееся расположение; колки деревянные, продетые через упомянутый открылок снизу. Строй и приемы игры – древнейшие, типичные для бряцающей формы гуслей, сохранившейся во всей своей чистоте. Так, основной мажорный звукоряд между двумя самыми высокими тонами скачек в терцию, т.е. характерный признак китайской гаммы. Три нижние тона, постоянно при исполнении звучащие, имеют интервал квинты и октавы; словом общий строй следующий в восходящем порядке:
e, h (в малой октаве),
е, fis, gis, a, h (в первой октаве),
cis, e (т.е. упомянутый выше интервал терции во второй октаве).

При игре, Артамонов, перекинув и оперев левую руку через открылок, глушит те струны, которые надо вывести из строя, правою же рукою делает общее бряцание, ударяя по струнам ногтем указательного пальца. Перемещая пальцы левой руки на соседние струны, Артамонов открывает другой аккорд. При этом, как я сказал выше, всегда звучит E, H, e. В промежутках между общим бряцанием, игрок выделяет мелодию, ударяя ногтем указательного пальца по отдельным струнам.

Этот древний способ игры, уже наблюдаемый и описанный А.С. Фаминцыным в его книге "Гусли" (см. о Трофиме Ананьеве, гусляре Лужского уезда), при общем однообразии аккомпанемента, дающего на фоне постоянной педали Е-Н-е тонику или доминанту, благодаря природному музыкальному вкусу Артамонова, дает, однако, весьма благоприятное впечатление. Этому в значительной степени содействует и репертуар Артамонова, заключающий в себе множество оригинальных и нигде не записанных Псковских песен.

Поступив на Путиловский завод и поселившись таким образом на жительство в СПб., Федот Артамонов остался все таким же ревностным любителем игры на своих гуслях, как и на родине. Он по прежнему делал гусли и вербовал среди рабочих завода приверженцев.

Когда я делал публичные сообщения о русской народной музыке, то неоднократно демонстрировал игру различных известных мне народных виртуозов, в числе которых выступал почти всегда и Федот Артамонов. Здесь он впервые услыхал эстонских кантелистов, а также и значительно окультуренный хор гусляров г. Смоленского. Желая поднять музыкальный уровень своих гуслей, представляющих в сущности тот же род музыкальных орудий по аналогичным приемам игры, Артамонов по своему крестьянскому разумению, построил следующие три размера гуслей, сделав струны их двойными, как на эстонских кантеле, чем значительно увеличивается звучность инструмента:

  • Гусли–бас. Строи их: Е в большой октаве, рядом с ней ее двойник на октаву выше; затем Cis в большой октаве и двойник ее октавою выше; далее Е повышенное на полтона (Ми-диез), по–прежнему дублированная в октаву; затем мажорный звукоряд также дублированных в октаву, т.е. двойных струн: в малой октаве: fis, gis, a, h; в первой октаве: cis, d, e, fis, gis, a!. Всего, стало быть, считая и удвоенные тона, 26 струн. Иногда Артамонов изготовляет гусли, где для большей звучности басовое Е повторяет, кроме октавы, еще и в унисон 2-3 раза, т.е. прибавляет соответственно 2-3 струны.

  • Гусли средние. Строй тот же, но инструмент меньше по размерам, причем все тона звучат октавою выше, чем на гуслях–бас. На некоторых экземплярах Артамонов делает по 3 струны в унисон, а третью в октаву, т.е. уже не удваивает тона, как на предыдущих гуслях-бас, а утраивает, – так что гусли этого рода несут на себе 39 струн.

  • Гусли высокие или малые. На них струны двойные, строй тот же, что у гуслей средних, но звучат они против последних октавою выше.

Таким образом, Артамонов создал характерный ансамбль однородных гуслей, сохранив древнейший тип инструмента и бряцающий прием игры. По–прежнему, он пальцами левой руки глушить струны, в правую же берет плектр из кусочка дерева и бряцает им по всем струнам или ударяет по отдельным из них. Строй, введенный Артамоновым, кажется, под влиянием более культурнаго гусляра г. Смоленского (о котором скажем в другом очерке), но примененный во всяком случае совершенно своеобразно, заключает, как видим, мажорный звукоряд ЛЯ (уже без прежняго китайскаго интервала) и параллельный минорный, с вводным тоном. Артамонов так и различает, когда играет на своем инструменте "русский" или песенный строй, и "минорный", служащий ему при исполнении современных танцев.

Из учеников, которые у него не переводятся, Артамонов создал квартет гусляров, сам изготовил гусли (и изготовляет их в часы досуга, когда являются новые его последователи). Музыкальная разработка исполнения ведется им по слуху и опять–таки по своему народному разумению, благодаря которому и получается характерный анамбль, хотя с точки современной гармонизации иногда и неправильный (бас, например, идет часто в унисон с мелодией),но приятный на слух и очень полнозвучный. Кроме народных песен в репертуар гусляров этих входят многие современные танцы, в силу чего за Нарвской заставой, по собственному выражению Артамонова, "ребятам не отбиться от приглашений".

Надобно заметить, что вся эта работа над образованием гуслярного хора произведена Артамоновым в часы отдыха от прямых его обязанностей на заводе, где службу он не оставляет, несмотря на тяжелые современные политические условия. Таков этот симпатичный тип стойкого русского мужичка, страстного любителя своего родного музыкального инструмента.

Н. Привалов. "Русская музыкальная газета" №43 за 1907 г.

назад

 
 

© 2016, Фёдорова Н. Ю.