Самоучители
Ф. Кушенов–Дмитриевский. "Школа игры или самоучитель для щипковых гуслей".
Полное название ее звучит так:

Школа содержит несколько основных разделов. Это:
Начальные правила азбуки и постановка исполнительского аппарата.
Музыкальная грамота.
Примеры и упражнения с пассажами состояшие из 11 уроков.
Разъяснения как играть трели и мелизмы и аккорды.
Отдельный раздел посвящен гаммам, итальянским терминам и нотному приложению.
Теперь более подробно рассмотрим каждый раздел.
На второй странице школы представлена картинка самих гуслей с латинским названием нот.

На картинке гусли имеют хроматический строй, заключают в себе 15 струн полных тонов и 10 полутонов. Таким образом диапазон инструмена охватывает 2 октавы. НО! Сам автор говорит, что такой диапазон в 2 октавы представлен только на картинке, для лучшего разглядывания, а сам инструмент имеет 4 с половиной–пять и более октав. Струны расположены в два ряда – пучками по 5 и 7 струн.
На следующей картинке мы видим кисть правой руки с подписанной аппликатурой.

Далее начинается первый раздел музыкальной грамоты.
О нотах
Автор рассказывает, что есть пять линеек на которых пишутся ноты. При этом ноты могут находиться:
на линейках ,
между ними ,
над ними ,
под ними .
Для правой руки применяется скрипичный ключ.
Для левой – басовый.
Об упражнениях
Здесь автор говорит, что успех приобретенного правильного навыка игры на гуслях, зависит от внимательности, терпения и продолжительности систематических занятий. Ученик должен освоить нотную азбуку, бегло научиться читать ноты. Соблюдать правильную посадку, не сутулиться, ибо это пагубно влияет на здоровье.
О знаках альтерации
Диез – повышает ноту на полтона.
Бемоль – понижает ноту на полтона.
Бекар – отменяет действие диеза и бемоля.
А также прилагается нотный пример.

Ноты и паузы

Длительности нот

Точка удлиняющая длительность

О триолях

Паузы

Следующий раздел школы Ф. Кушенов-Дмитриевский посвятил поурочным упражнениям
Упражнение для правой руки
Упражнение для левой руки
Цифры (или номера) находящиеся при нотах означают пальцы, при помощи которых извлекается звук.
Урок №1. | Урок №6. |
Урок №2. | Урок №7. |
Урок №3. | Урок №8. |
Урок №4. | Урок №9. |
Урок №5 | Урок №10. |
Урок №11. |
