Гусли звончатые от "А" до "Я"

 

Статьи

"Гусляр Н.Н. Голосов".

Н.Н. ГолосовИстория гуслярного искусства в России еще далеко не изучена, и дело ближайших исследований восполнить эту интересную страницу национальной русской музыкальной культуры. Поэтому кажется правомерным вспомнить еще об одном из ярких представителей гуслярного искусства и современнике Смоленского – Николае Николаевиче Голосове.

Родился он в Санкт–Петербургской губернии в деревне Лигово в 1887 году. С детства проявил музыкальные способности, унаследованные от своих родителей – сельских учителей, преподававших хоровое пение. Известно, что шестилетний Коля играл на концертной гармонике. В юношеском возрасте освоил игру на балалайке и домре и после окончания реального училища в 1906 году организовал Великорусский ансамбль из двадцати своих товарищей по училищу, а вскоре вступил в оркестр Н.И. Привалова. Вначале Н.Н. Голосов играл на альтовой балалайке, а через год стал солистом на гуслях звончатых, на которых он затем и специализировался.

Через два года он создал свой ансамбль, как тогда назывался (хор) гусляров в составе шести исполнителей и начал с ним концертировать, оставаясь в то же время в оркестре Привалова, где в 1910 по 1916 год был солистом на псалтирных гуслях.

Известно, что ансамбль Голосова выступал на совместных концертах с Сергеем Есениным. Гусляры Голосова играли народные песни, а Есенин читал свои стихи.

Таких концерта было четыре или пять.

Первый состоялся осенью 1915 года в Тенишевском училище на литературном собрании. Второй такой же в декабре.

25 марта 1916 года состоялся их совместный концерт под названием "Вечер сказки и былин".

Афишу и программу концерта можно посмотреть здесь: ссылка >>>

Известен еще один концерт, который состоялся в Царском селе в лазарете Федоровского городка в декабре 1916 года. На нем принимали участие известная балерина – А.Я. Ваганова, народный поэт – С. Есенин, и гусляры Н. Голосова со своими плясовыми наигрышами.

И последний концерт состоялся 19 февраля 1917 года в канун февральской революции для членов "Общества возрождения художественной Руси" при участии Есенина, Голосова и оркестра под управлением В.В. Андреева.

Если описывать портрет Н. Голосова, то этот гусляр был очень колоритен. У него были густые черные брови и огромные усы, которые одновременно двигались под такт исполняемых им и его ансамблем музыкальных произведений, и конечно, публика на него глядела, как завороженная.

Особо заслуживает уважения подвижническая деятельность Н.Н. Голосова в годы первой мировой войны, когда он безвозмездно обслуживал лазареты раненых воинов русской армии, иногда давая по 5 концертов в день. Более чем в 200 лазаретах побывал Голосов со своими концертными выступлениями.

По окончании Великой Октябрьской революции Н.Н. Голосов поступил добровольцем в Красную Армию, в которой также организовал красноармейский ансамбль (хор) гусляров.

Н.Н. Голосов провел огромную работу по организации оркестров и ансамблей в различных городах России.

Так, например в Херсоне, в котором Голосов прожил целый год, он организовал оркестр в составе двадцати пяти человек в шестидесяти двух пехотных командирских курсов.

После демобилизации в мае 1922 гусляр вернулся в свой родной город – Ленинград, где прожил до конца своих лет. Здесь в Ленинграде он нашел гуслярное дело в упадке. Его соратник, известный гусляр О.У. Смоленский умер в эпоху революции (1920) и из его игроков (О.У. Смоленского) осталось всего несколько человек. Н.Н. Голосов поступил преподавателем игры на гуслях на завод "Красный треугольник" и создал там новый коллектив гусляров, который пользовался большой известностью.

Первоначально коллектив насчитывал 12 человек, поскольку столько нашлось инструментов. Со временем в клубе появилась мастерская по изготовлению гуслей и количество ансамблистов увеличилось до 36.

Коллектив пришлось разделить на две группы: концертный состав и новички. С каждой группой занятия велись отдельно. Концертный состав много концертировал в связи с чем репетиции велись только один раз в неделю. Поэтому новые пьесы приходилось доучивать прямо на ходу, на концертах. Но, тем не менее ансамблисты смогли освоить и более сложный вид гуслей: гусли звончатые.

Коллектив принимал участие в различных музыкальных олимпиадах Лениграда, на сцене ленинградского ГБДТ и др.


О дальнейшей истории развития ансамбля Н. Голосова читайте в следующей статье: "Боян земли Петербургской" >>>

назад
 
 

© 2016, Фёдорова Н. Ю.